Корпоративная культура в вопросах и ответах
Что такое корпоративная культура и из каких элементов она состоит
Если представить, что компания — это человек, то её корпоративная культура — это характер. Подобно тому, как определённые черты и качества складываются в отдельную личность, корпоративная культура делает каждую компанию особенной и отличной от других. Объяснять суть можно по-разному. Кто-то трактует это как алгоритм мышления и процессов, который складывается в организации и разделяется всеми. Кто-то считает, что это гласные и негласные правила, лежащие в основе бизнес-стратегий. Кто-то расценивает как механизм управления персоналом. Кто-то уверен, что корпоративная культура — главный объединяющий фактор в любой команде, магнит для людей, разделяющих схожие ценности. Что из этого верно? Пожалуй, всё.
Считается, что отправная точка для любой корпоративной культуры — взгляды и смыслы, близкие топ-менеджменту. На этом базируется политика компании в отношении команды, трудовых регламентов, клиентов и партнёров.
Есть и другое мнение: не всегда культура предприятия диктуется сверху — она может рождаться и развиваться стихийно, среди людей, поскольку культурные нормы появляются внутри любого сообщества — это естественный ход вещей.
Культура компании — неотъемлемая часть бизнеса, вопрос лишь в том, насколько она осознана сотрудниками, структурирована, функциональна и созвучна времени. От этого также зависит, будет ли корпоративная культура сильной или слабой.
При этом делить корпоративные культуры на хорошие и плохие не стоит, тут всё относительно и субъективно: то, что для одной компании не работает, — находка для другой. А мозаика доктрин у каждого работодателя складывается своя — исходя из целей и образа на рынке. Главное помнить, что прогресс в этом деле зависит не от красивых формулировок и их содержания, а от того, значат ли они что-то в практическом смысле.
Что касается обязательных элементов, по которым можно узнать состоявшуюся культуру, какого-либо хрестоматийного списка нет, но базовые звенья обычно выделяют следующие:
Они определяют главную цель существования компании, предназначение её команды и часто содержат план осуществления намеченного. Всё это может выстраиваться не только вокруг бизнеса, но и вокруг простых общечеловеческих потребностей. Это одновременно и ядро корпоративной культуры, и её продолжение.
Оксана Дебольская:
Есть такая известная цитата Питера Друкера „Культура ест стратегию на завтрак“, и она вне времени. Можно придумать любую стратегию компании и иметь амбиции завоевать весь рынок, но плохо проработанная культура компании не даст этого сделать. Потому что люди внутри неё будут попросту не способны прийти к этим целям. Поэтому, когда формируется бизнес-стратегия, мы должны подстраивать под неё корпоративные ценности.
Сюда можно отнести всё, что касается стиля коммуникаций между коллегами, а также общения с клиентами и партнёрами. Эти правила могут быть нигде не зафиксированы, но все в компании всё равно будут в курсе, как лучше всего взаимодействовать с людьми на разных уровнях. Кстати, профессиональный язык, мемы и шутки тоже часть корпоративной этики и культурного кода современных компаний.
Те самые ритуалы, которые «оживляют» корпоративные идеи, помогают команде проникнуться миссией, сформировать с компанией понятную и прочную связь и разглядеть дополнительную значимость работы в ней.
Список не полный. Корпоративная культура настраивается также с помощью программ материальной и нематериальной поддержки сотрудников, тематических ивентов, контактов со всеми категориями аудитории компании и так далее.
Как это действует на людей в компании и вокруг неё
Помимо того, что корпоративная культура действительно систематизирует и облегчает управление компанией, это ещё и одна из опорных конструкций сильного бренда работодателя. А это, в свою очередь, ключ сразу ко многим важным вещам: уважению со стороны действующих сотрудников, интересу соискателей, доверию потребителей и укреплению имиджа в общем.
Вот, к примеру, три фактора влияния корпоративной культуры на сотрудников:
1. Повышает мотивацию
Хотеть выполнять свою работу и выкладываться на все сто процентов людей воодушевляют не только деньги, но и атмосфера, желание быть частью классного бренда. Корпоративная культура не только привлекает специалистов в компанию, но и вдохновляет их быть лучшими в своём деле, умножать компетенции и расширять профессиональный кругозор.
2. Растит их результативность
Когда корпоративная культура предполагает не только вечеринки, душевную обстановку, современный офис, гибкий график и обеды за счёт фирмы, но и множество преимуществ, которые делают качество жизни лучше, например медстраховку, оплату фитнес-клуба или английского, льготы для поездок и прочее — компания получает куда более продуктивного, инициативного и активного сотрудника. Помогая ему сохранять здоровье и пополнять энергию, работодатель буквально подзаряжает его рабочие «батарейки».
3. Увеличивает лояльность
Выстроенная культура компании делает внутреннюю работу с командой логичной и системной, а индекс удовлетворённости сотрудников заслуженно высоким. Почему? Потому что формирование и укрепление корпоративных ценностей включает в себя анализ интересов людей — глядя на эти данные, проще понимать, что предложить сотрудникам, чтобы они не только остались, но и рекомендовали компанию для карьеры своим знакомым.
Кроме того, компании, создающие особое корпоративное пространство, как правило, имеют больше видимости на рынке, выделяются в борьбе за кандидатов и могут похвастаться значительной прибылью. Всё потому, что:
С её помощью можно создать и поддерживать необходимый образ в глазах клиентов, соискателей и инвесторов. Ваш стиль управления и ведения дел становится визитной карточкой — ассоциаций с вами как с устойчивой и развитой компанией появляется больше.
Даже рутинные процессы в таких протекают интереснее, не говоря уже о том, сколько внерабочих активностей там может быть — обо всём этом хочется рассказать, пригласить внешнюю аудиторию в свой мир. Это делает компанию открытой, подталкивает её находить новые форматы общения с соискателями и идти в ногу с трендами.
Часто в компаниях уже есть методы и техники адаптации новичков. Скажем, поэтапный механизм онбординга или программа наставничества, когда опытный сотрудник помогает разобраться в рабочих процессах. Новый член команды не тратит время (и нервы) на самостоятельное погружение в дела и почти сразу готов работать.
Как создать и поддерживать корпоративную культуру
Корпоративная культура — во всех смыслах долгосрочный проект. Чтобы создать её такой, какой её хотят видеть и руководители, и сотрудники, предстоит пройти через несколько этапов. А после продвигать этот концепт, следовать ему и корректировать, если потребуется.
Как собрать её с нуля или пересобрать
✅ Определитесь с целями
Культура в компании появляется не потому, что модно, а для того, чтобы помогать решать конкретные бизнес-, HR-, организационные и другие задачи. Ответьте себе на вопрос, зачем вам нужны корпоративные обычаи, и обобщите ответы. Это и будет вектором в работе. И обязательно сверяйтесь со стратегией и миссией компании.
✅ Проанализируйте ситуацию
Посмотрите, какая культура или предпосылки к ней уже есть внутри команды, насколько это эффективно в современных реалиях. Узнайте, как к этой модели относятся сотрудники и каких изменений они бы хотели, проследите за трендами и вообще за тем, что сейчас происходит в вашей отрасли и на рынке труда. А главное, действуйте как стратег и работайте в тесной связке с топами компании.
✅ Выделите основные направления
Культура предприятия может охватывать примерно все сферы его жизни, так что разбейте её на блоки — продумайте каждый. Затем придайте официальный статус этим положениям. Записать корпоративные правила и рекомендации важно не столько для того, чтобы заставить команду подчиняться, сколько для того, чтобы собрать всю самую нужную информацию в одном месте в едином формате.
✅ Выберите плавное реформирование
Вводите изменения постепенно, чтобы дать людям возможность перестроиться и привыкнуть. Когда одно или несколько правил приживутся, внедряйте следующие — не нужно революций! Не исключено, что какие-то пункты придётся в процессе пересмотреть.
Опытные HR-эксперты дают ещё несколько рекомендаций на этот счёт:
• Главное, создать не «декоративную», а прикладную концепцию
Любая корпоративная культура не может быть оторвана от реальности и должна существовать не только на бумаге, но и в жизни.
• Поддержать культуру компании можно с помощью обучения
Чтобы она стала образом жизни и стилем работы для сотрудников, стоит помочь им раскрыть смыслы. Один из вариантов — включить тематический образовательный блок в программу корпоративного университета, если он есть. Или разработать погружающие в ценности, вовлекающие курсы.
• Открытая коммуникация также укрепит её
Делайте ставку на культуру с человеческим лицом и, прокачивая её в общем, не забудьте про культуру общения с командой. Если люди будут знать, что они могут задать любой вопрос топ-менеджерам и эйчарам и получат исчерпывающий ответ, будут уверены, что их мнение важно и они вправе его выразить, то опираться на ценности компании будут охотнее.
• Хедлайнеры делают организационную культуру эффективной
Крепкая и жизнеспособная корпоративная культура в сущности сводится к вдохновляющему лидерству. В организованной культуре лидер становится главным проводником идей, но не просто провозглашает их с высокой трибуны, а не мыслит бизнеса без них, доказывает их весомость на деле. И чем больше в компании аутентичных и искренних лидеров, поступающих по своим же заветам, тем мощнее её корпоративная культура. Как превратить в таких линейных руководителей и глав департаментов? Опять же эффективна будет система обучения.
Почему корпоративная культура нужна всем
Основные преимущества очевидны — к ним важно добавить аргумент, который в условиях соискательского рынка звучит особенно убедительно. Инвестируя в корпоративную культуру и вкладываясь в бренд работодателя, вы обеспечиваете своей компании светлое кадровое будущее.
Вопрос, где брать людей, как их притягивать, сегодня занимает, без преувеличения, все умы HR-индустрии и владельцев бизнеса. Корпоративная культура — уже встроенный в компанию инструмент привлечения, осталось только настроить его нужным образом.
🔄 Материал обновлён 5 сентября 2024 года
↩ На главную блога