Режим тишины: как искать новую работу, не увольняясь со старой
Скрытность? Осторожность!
Какими способами и насколько открыто подыскивать себе новую компанию, определяете только вы — это личная территория контроля и влияния, поэтому любое решение нормально (когда оно в рамках Трудового права). Но процесс пройдёт намного более безболезненно, если будет «беззвучным» для окружающих в офисе.
Согласны, поэтому и сочли нужным не увольняться, пока не получите оффер мечты от нового работодателя? А в ожидании этого решили «тихо» скроллить вакансии и ходить на собеседования? Логично и стыдиться тут нечего. Далеко не всем вариант выхода в «открытый космос» подходит. Остаться без работы даже на короткое время нервно, а уж тем более тревожно осознавать, что переходный период может затянуться (кто знает, сколько продлятся поиски) в такое непредсказуемое время, как сейчас.
И вообще, посматривать в сторону других компаний просто из любопытства, на всякий случай или чтобы держать руку на пульсе — не преступление.
Это значит быть пассивным соискателем. Они готовы рассматривать входящие предложения и согласиться на какое-то, если условия будут лучше, задачи интереснее или зарплата выше. Или сами откликнутся, когда случайно увидят хорошую вакансию. У таких вопрос смены работы не стоит остро. В отличие от тех, кто хотя и в штате одного работодателя, но при этом активно думает о мэтче с другим.
Попробуйте в такой обстановке поддержать себя и создать вокруг безопасную атмосферу. Расшифровываем: двигайтесь осмотрительно, охраняйте свои границы и соблюдайте секретность — если начальство и коллеги узнают о вашем плане Б, вряд ли им захочется открыть по этому поводу шампанское — восторгов и эмпатии не будет, вы поняли. Может, это совсем вам и не нужно, но и пассивная агрессия не поможет.
Я не вру, а фильтрую информацию
Теоретически всё понятно, но как на практике оставаться активным соискателем и при этом не «отсвечивать», и не попасть под перекрёстный огонь косых взглядов и сплетен в той команде, которая ещё ваша? Вот несколько тактических советов:
Чтобы на ваше резюме случайно не наткнулся «родной» работодатель, скройте его от него и тех компаний, которые с вашей как-то связаны. На сайте hh.ru для этого зайдите во вкладку «Мои резюме» и выберите кнопку «Изменить видимость».
На открывшейся странице выставьте нужные вам параметры.
В мобильном приложении отрегулировать видимость резюме можно во вкладке «Профиль».
Не слишком отвлекаться от действующей работы и параллельно отслеживать рынок труда получится, если подписаться на рассылку автопоиска вакансий на hh.ru. Так сервис будет искать их автоматически и присылать вам.
Или поручите эту задачу нашему Хэдди — чат-боту, который организует подборку для вас в мессенджерах. Ещё о плюсах этих двух инструментов и как ими пользоваться пошагово — здесь.
Каким бы продвинутым и классным ни был ваш коллектив, не советуем. Если очень хочется поговорить или посоветоваться, идите к ближнему кругу — семье, друзьям.
Виталий, научный сотрудник в университете:
«Я живу в Финляндии и вакансии смотрю через LinkedIn. Дальше, если зовут, хожу на собеседования и тесты. Это в целом вообще никак не касается моей текущей работы, руководства и коллег, поэтому я не думаю, что их чувства хоть как-то задеваются. Я не сообщаю им и не знаю примеров, чтобы кто-то рассказывал в офисе о поиске новой работы. Во-первых, никто точно не скажет, сколько времени на это уйдёт — здесь на новую должность согласовывают очень долго, во-вторых, если контракт бессрочный, тебя могут уволить из-за этой новости, в-третьих, такая информация создаёт неловкость, которую тут никто никогда не допускает, особенно на работе».
Личные страницы там — на первый взгляд, один из удобных и частых каналов поиска. Но только тогда, когда вы свободны, как ветер, и у вас нет руководителя, который это увидит и обидится.
Кирилл, ведущий корпоративного радио:
«Сгоряча выброшенный в соцсети пост о поиске новой работы может вернуться стаей бумерангов вам в голову. Приготовьтесь к пересудам коллег, сочувственным взглядам исподтишка и откровенным упрёкам в стиле „только крысы бегут с корабля“ — это ещё самое безобидное, что кидало мне как бы невзначай обиженное начальство. „Работу ты здесь всё равно не найдёшь“, „сидел бы, не дёргался“ и другие выражения от коллег в моём случае чередовались с уверениями в том, что незаменимых у нас нет, — и высшее руководство компании, где я тружусь, действительно так думает. Положение осложнилось и тем, что я живу в моногороде, — попытки найти новое место в филиалах, так или иначе аффилированных с текущим местом работы, были негласно пресечены руководством, которому пожаловались на моё стремление уволиться».
Возможно, это прозвучит маниакально, но и вступать в тематические группы, где «раздают» работу, тоже не надо. Достаточно просто их просматривать. Ну а вдруг Большой Брат служба безопасности отслеживает ваши подписки! А может, и вообще действия в интернете — это мы к тому, что с рабочего компьютера такие сайты листать ни-ни.
Из категории прописных истин: не отпрашивайтесь на собеседования в рабочее время и не отвечайте на звонки рекрутеров и эйчаров компаний в офисе. В первом случае объясните ситуацию как есть и предложите встретиться в обед или выходной — потенциальный работодатель отметит ваши принципы и ответственность. Во втором — также перенесите беседу на более удобное время или хотя бы найдите место в офисе, где у стен «ушей» не так много.
На самом собеседовании резко не критикуйте руководителя и всю организацию целиком. Вопроса о причинах увольнения, скорее всего, не избежать, однако постарайтесь высказаться об этом дипломатично. Даже о неприятных вещах можно говорить корректно.
Виталий, научный сотрудник в университете:
«Естественно, упоминать свою работу и боссов в плохом ключе на отборе на новую работу — это „красный флаг“, поэтому никто из профессиональных людей так не делает. А если и сделает, вряд ли ему потом светит новая работа».
Ещё один очень нежелательный сценарий, когда вы уже получили хорошее предложение со стороны, описывает психотерапевт Анна Чуксеева:
«Бравировать оффером — по мне, плохая стратегия. Часто люди надеются на контроффер, но для многих работодателей такой аргумент не действует. Например, руководитель может усомниться в мотивации человека, который уже нашёл другую работу. Если вы решаетесь рассказать работодателю про оффер и выдвинуть условия — будьте готовы действительно уволиться в случае, если на них не согласятся».
Из всего сказанного можно сделать два вывода. Первый — помнить об этике нужно всё время. Второй — утечка информации вам совсем не на руку. В большинстве случаев. Но исключения бывают.
Инна, руководитель редакции новостей:
«Я работаю на городском телеканале и как-то в сердцах вслух сказала своим девочкам-корреспондентам, что, мол, всё достало, ищу новую работу. Не знаю, вселенная меня услышала или что это было, но на следующий день меня пригласили в приёмную мэра и предложили стать его помощником и специалистом по внутренней политике. Я отказалась и объяснила, что муниципальная служба не подойдёт такому культурному панку, как я. Через пару дней меня к себе пригласила уже директор канала. Начала с укора: „Я знаю, что ты собираешься уйти, от меня не скроешь“. Когда я сказала, что предложение не приняла, она выдохнула с облегчением и сказала: „Я так ценю тебя, мне бы было тяжело отпускать такого сотрудника“. В общем-то, жаль, что ценность работников не озвучивают в другие моменты. Может, и не возникало бы мысли менять работу».
Как бы там ни было, всегда остаётся вероятность того, что планы изменятся и вы по какой-то причине останетесь на этой работе. Или в ожидании новой пройдёт не один год. Поэтому прощаться заранее и громко сообщать: «Я устал, я ухожу» в любом случае не стоит. Лучше всего последовать самому популярному сегодня совету — быть в моменте: ответственно выполнять те обязанности, которые есть здесь и сейчас, и не забывать, что пока что вы часть этой компании, а не какой-то другой. Ну и пословицы про колодцы и распиленные ветки повторять себе, как мантру, не лишним будет.
✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru