Подумываете уйти с работы по найму, но есть сомнения? Поверьте, вы не одиноки! Разбираем самые распространённые опасения и рассказываем, как можно с ними справиться.

С чего начать

В первую очередь нужен правильный настрой. Многим непросто отказаться от работы в офисе, а с ней — и от стабильности. Чтобы решиться, стоит проанализировать свои страхи и понять, зачем вам нужен новый формат работы.

Составьте два списка: с преимуществами и недостатками фриланса. И если первые станут основой для движения вперёд, то со вторыми нужно поработать. Разобраться со страхами поможет план. Подумайте, как можно нивелировать потенциальные сложности. Выбрали самые распространённые и подготовили подсказки.

Страх № 1: не смогу работать дома

Многие боятся, что на фрилансе не смогут организовать свою работу и будут менее эффективными.

Чтобы этого избежать, разграничьте зоны работы и отдыха. Стоит приобрести удобное кресло и хороший стол, выделить отдельный уголок или даже комнату. Также понадобится ноутбук или компьютер, основной и резервный доступ к интернету. Заранее подумайте, что потребуется в работе и подготовьте всё необходимое.

Помимо пространства, важно организовать своё время. Выделите «рабочие» часы, а в остальное время старайтесь не проверять почту, не заходить в деловые чаты и не отвлекаться от отдыха. Хороший вариант — работа в коворкинге, это поможет решить вопрос пространства и времени и настроиться на продуктивность.

В помощь фрилансеру — сервисы по планированию, созданию заметок, учёта финансов. А также программы-контроллеры, которые помогают себя дисциплинировать.

  • Планирование — Any.do, Todoist и обычный «Google Календарь».
  • Заметки — Google Keep, Evernote, ColorNote, OneNote.
  • Контроллеры — RescueTime (контролирует, насколько эффективно вы тратите время в интернете), Toggl (тайм-трекер), Pocket (расширение для сохранения нужных закладок и материалов), ActiveInbox (расширение для работы с почтой).
  • Учёт финансов — Money Lover, Money Manager, «Дзен-мани» и пр.

Это далеко не полный список всевозможных «плюшек» для оптимизации работы рекрутера-фрилансера. Ищите и подбирайте инструменты под себя, они помогут облегчить и систематизировать вашу работу.

Страх № 2: окажусь на мели

Это заблуждение породил расхожий миф о том, что на фрилансе много не заработаешь. На самом деле всё зависит только от вас и от того, как вы выстроите рабочий процесс.

Например, на HRspace:

  • стоимость средней заявки — 109 000 ₽;
  • средняя стоимость ИТ-заявки — 168 000 ₽.

Чтобы побороть неуверенность, стоит как минимум обеспечить себя финансовой подушкой безопасности — это средства, которых хватит на первое время, пока вы будете привыкать к новому рабочему формату. Как правило, размер подушки должен равняться сумме, которой хватит на покрытие всех ваших расходов в ближайшие 3−6 месяцев.

Страх № 3: будет сложно искать заказы

Для того чтобы приток заказов был стабильным, начать наращивать базу контактов лучше до ухода на фриланс:

  • Подключите сарафанное радио — расскажите близким и знакомым, опубликуйте информацию в соцсетях, что начинаете работу «свободным художником» и открыты к заказам.
  • Почитайте о тех, кому удалось найти себя на фрилансе, — например, истории успеха специалистов из топ-10 на HRspace здесь или здесь.
  • Расспросите знакомых рекрутеров-фрилансеров о становлении на новом поприще, их достижения могут стать источником вдохновения и полезных лайфхаков.

В интернете масса площадок, пабликов и групп, где фрилансеры находят заказы. Только на HRspace сейчас более 300 открытых заявок.

Без дела вы точно не останетесь. Так, чтобы начать зарабатывать на HRspace, нужно сделать всего два простых шага:

  • Создайте профиль: зарегистрируйтесь, расскажите о ваших ключевых проектах и сильных сторонах.
  • Откликайтесь на заявки и договаривайтесь о сотрудничестве.

А дальше находите сотрудников, старайтесь заработать доверие клиентов и выйти в топ исполнителей. Как показывает успешный опыт рекрутеров-фрилансеров HRspace, достичь этого вполне реально даже тем, кто пришёл на платформу недавно.

Страх № 4: попаду на недобросовестного заказчика

Старайтесь не заключать устных соглашений, фиксируйте всё письменно — по e-mail, в чатах и мессенджерах — это пригодится в случае конфликта.

Детально проговаривайте каждую сделку, проясняйте все значимые вопросы. Чем чётче поставлена задача и определены KPI, тем меньше риск недопониманий с заказчиком и нареканий из-за некачественно выполненной работы.

Чтобы обезопасить себя, обсуждайте предоплату и закрепляйте обязательства сторон в договоре.

Выбирайте площадки, где исполнитель наиболее защищён. Например, на HRspace:

  • зарегистрированы только проверенные компании;
  • если заявка открыта, значит, деньги уже поступили на счёт — и hh.ru гарантированно отправит их после того, как работа будет сделана;
  • в случае любых проблемных ситуаций команда hh.ru ознакомится с предметом спора, изучит информацию от заказчика и от рекрутера, предложит вариант, выгодный для обеих сторон;
  • вы избавлены от юридических забот — весь документооборот hh.ru берёт на себя.
6 страхов рекрутера, мечтающего о фрилансеПлощадка даёт финансовые гарантии: если я беру заявку в работу, я знаю, что средства уже поступили на счёт hh.ru, это на 100% добросовестная компания, которая всё выплачивает вовремя. Работа строится на доверии и репутации, что для меня очень важно. Также мы всегда можем обратиться за помощью и поддержкой к менеджерам HRspacе, чтобы они разъяснили какие-то вещи клиенту. Наш клиентский менеджер всегда открыта, положительно настроена. Это очень ценно. Есть возможность привлечения третьей стороны в рамках партнёрства, которая может в любой момент подключиться, рассудить и помочь наладить контакт.
Наталья Громова, рекрутер HRspace

Страх № 5: не будет карьерного роста и масштабирования

Бытует миф, что фриланс хорош только в качестве временного решения — чтобы отдохнуть от офисного графика, «перезагрузиться» и наконец определиться с дальнейшими перспективами. Но это далеко не так: при правильном подходе фриланс можно масштабировать — начать с найма помощника и закончить полноценным бизнесом.

Так, среди обладателей «Золотого кубка» HRspace (топ-10 рекрутеров) есть руководители собственных проектов.

Страх № 6: начнутся проблемы с налоговой

Ещё один важный вопрос — легализация и налоги. Пока вы работаете в штате, все отчисления совершает работодатель, когда уходите на фриланс — картина меняется. Конечно, начать работу можно как физлицо, но в мире фриланса статус ИП или самозанятого — огромное преимущество.

Если вы пока не планируете открывать собственное агентство, но хотите больше интересных проектов без проблем с налоговой, идеально подойдёт ИП. Здесь есть ряд неочевидных выгод:

  • Не нужно нанимать бухгалтера — ИП освобождаются от ведения бухучета. Просто платите налоги раз в квартал и страховые взносы раз в год через сайт ФНС. Или ведите дела в одном из бухгалтерских сервисов, например, «Моё дело».
  • Можно свободно распоряжаться доходами — предприниматель может в любой момент забрать выручку. Всё гораздо проще, чем у юридического лица.
  • Низкие налоги или их отсутствие, если вы работаете без сотрудников по упрощённой системе налогообложения — если вы выберете УСН «Доходы» (платите налоги с доходов, налоговая ставка от 1% до 6%, в зависимости от вашего региона, вида деятельности, дохода), то сможете уменьшить налоги на сумму страховых взносов. ИП без сотрудников могут снизить налог на 100%, если это позволяет сумма страховых взносов, а организации и ИП с сотрудниками могут уменьшить налог максимум в 2 раза.

Чтобы оформить ИП, понадобится меньше недели.

Выберите свой первый заказ уже сейчас.

К другим статьям