Самый лучший босс: как стать своим в новом коллективе
Задача № 1. Познакомиться с командой
Конечно, можно обойтись без такой «формальности», как знакомство с новым коллективом. Но потом не стоит удивляться, почему между вами и подчинёнными — стена недоверия. А можно провести встречу и создать о себе приятное впечатление. Независимо от того, офисный формат работы или удалённый, организатором собрания может быть топ-менеджер компании, руководитель HR-службы или вы сами.
Имейте в виду, что команда будет изучать вас очень внимательно, поэтому надо продумать всё — от внешнего вида до стиля речи и темы разговора.
При подготовке речи важно идти от того, какие цели вы преследуете. Хотите замотивировать? Рассказать о своём опыте? Озвучить ожидания? Или, быть может, планируете зафиксировать изменение своего статуса, если вы «родом» из линейного персонала? Понимание задач позволит точечно сформулировать главные тезисы и повысит эффективность встречи. Начните её с шутки или позитивного впечатления об офисе, в котором вам предстоит трудиться. Пользуйтесь золотым правилом самопрезентации: 30% времени уделите рассказу о бизнесе, из которого вы пришли, 50% — взглядам на свои задачи, обязанностям и способам достижения поставленных компанией целей, 10% — своему стилю управления и тому, какой вы видите команду с точки зрения работы над задачами, ещё 10% времени посвятите себе, своей семье, увлечениям и хобби.
Задача № 2. Встретиться с коллегами-руководителями
Слабые коммуникации со «смежниками», неумение выстраивать границы и незнание правил игры могут стать источником недопонимания и тормозить рабочие процессы.
Задача № 3. Разработать стратегию
Каждый коллектив — это микрокосмос со своими законами, ценностями, моделями поведения. Изучить их — значит гарантировать безболезненный вход в эту «Нарнию». Держите двери открытыми для подчинённых, реагируйте на электронные письма и сообщения в мессенджерах. Люди это ценят. Не помешает в первую очередь установить контакт с сотрудниками, с которыми предстоит непосредственно коммуницировать в рабочих процессах.
Задача № 4. Не перегнуть палку
Ох уж эта пресловутая метла, которая метёт по-своему! Но не стоит принимать радикальные меры в первые же дни, даже если вас взяли решать внутренние проблемы компании. Позиция: «Я знаю, что делать, и точка!» заранее проигрышная, она демонстрирует гордыню, самоуверенность и в определённом смысле непрофессионализм. За каждым сотрудником — внесённая в общее дело лепта, и игнорировать это нельзя. Получайте обратную связь, интересуйтесь, над чем человек сейчас работает, к каким результатам планирует прийти. Умение чувствовать сотрудников, ставить себя на их место, различать темперамент, мотивацию и намерения каждого сильно облегчают процессы коммуникации и влияют на общий результат.
Самая серьёзная ошибка — не разобравшись в методах работы, требовать от сотрудников того, «чего на белом свете вообще не может быть». Скажем, добыть информацию из источников, к которым у них в принципе нет доступа. «Невыполненное задание — наказание — чувство неприязни — саботаж» — худший, но нередкий сценарий дальнейшего развития событий.
Задача № 5. Проявить осторожность
Возможно, в офисе найдутся люди, которые претендовали на ваше место. Не владея информацией, легко стать жертвой офисных интриг. Поэтому с ходу устанавливать с кем-то более неформальные отношения — ошибочная стратегия. Первое время желательно соблюдать максимальный нейтралитет, чтобы разобраться, кто есть кто, и не подорвать свой авторитет.
Вместо резюме: гайд для новичка
Елена Залесская рекомендует при вступлении в руководящую должность и вхождении в новый коллектив использовать принцип «3Х3Х3»: 3 первых дня, 3 первые недели, 3 первых месяца.
Как правило, этого времени хватает, чтобы произвести первое впечатление, зарекомендовать себя и адаптироваться к новой среде. Итак, какие действия надо успеть предпринять в обозначенные рамки?
— Познакомьтесь с бизнесом и командой. Основная задача — донести своё желание немедленно взяться за дело. Проявляйте интерес, доверяйте, даже если возникают сомнения.
— Узнайте об опыте и стаже подчинённых, получите график отпусков.
— Не критикуйте, а мягко подсказывайте.
— Избегайте прямого и навязчивого обращения к своему опыту.
— Ведите записи наблюдений и встреч с членами команды.
— Узнайте и зафиксируйте основные проекты каждого члена команды с цифрами и дедлайнами каждого этапа.
— Запоминайте имена.
— Определите основной круг взаимодействия внутри бизнеса.
— Обозначьте первостепенные задачи, которыми вы начнёте заниматься.
— Организуйте ознакомительные встречи со своими stakeholders — ключевыми людьми в компании, с которыми будете непосредственно работать.
— Выясните, кто будет особенно нужен в ближайшие недели для выполнения задач, организуйте с ними неформальную встречу: пригласите на обед, окажите незначительную услугу, найдите общих знакомых или интересы.
— Выучите новую для вас терминологию, если она есть.
— Не стесняйтесь задавать вопросы.
— 1–2 раза в неделю встречайтесь с членами команды, узнавайте статус выполнения задач и отслеживайте дедлайны.
— Мотивируйте сотрудников к общению: на раннем этапе это гарантированно поможет избежать недоразумений и неудовлетворительных результатов.
— Реализуйте проект, даже самый незначительный, который даст быстрый результат и позволит проявить себя перед командой и компанией.
— Не насаждайте директивно свои правила игры, а постепенно и уверенно меняйте подходы к выполнению задач.
— Не отказывайтесь от выполнения задач, которые не были решены до вас — за смелость зауважают, а за возможную неудачу не осудят.
— Проявляйте критическое мышление: задавайте вопросы «зачем», «почему», «когда», «что это принесёт бизнесу».
— Входите в роль уверенно, будьте позитивны, заостряйте внимание на успехах команды и хвалите за них.
🔄 Материал обновлён 16 октября 2023 года
↩ К другим статьям