Почему хороших кандидатов всегда мало
1. Разрыв спроса и предложения на рынке труда, несмотря на безработицу
Работодатели часто говорят про нехватку персонала. Но эта проблема с первого взгляда кажется странной: ведь известно, что средний коэффициент безработицы растет во многих странах и даже в прогнозе. Где же ощущается нехватка?
На самом деле растет разрыв между спросом и предложением на рынке высококвалифицированного и низкоквалифицированного персонала. То есть не хватает именно сотрудников с особыми знаниями, навыками, квалификацией, soft-skills, тогда как людей с невысокой квалификацией все больше и больше, и именно они находятся на грани безработицы. Это относится как к развитым экономикам, так и развивающимся. Пара интересных фактов из исследования McKinsey Global Institute 2012 года: с этих пор немногое изменилось и его до сих пор приводят как иллюстрацию текущего состояния рынка труда.
- На рынке на 38-40 миллионов работников с высшим образованием меньше, чем это требуется рынку.
- На рынке труда на 90-95 миллионов низкоквалифицированного персонала больше, чем это требуется рынку.
Ситуация усугубляется тем, что население во многих странах — в России и даже, например, в Китае — стареет, сокращая предложение со стороны рынка труда.
Таким образом, работодатели предлагают такую работу, на которой требуются специфические знания, навыки, компетенции, зависящие от индустрии, которые большая часть населения не имеет. Поэтому растет разрыв.
Что это за качества? Назовем только общие для всех индустрий:
1. высокие интеллектуальные способности;
2. коммуникативные навыки;
3. умение работать с большими объемами информации и принимать решения на их основе.
Все это можно описать одним термином — эмоциональный интеллект: умение принимать решения, правильно выстраивать коммуникации, высокая гибкость и динамичность мышления.
2. Географические разрывы
Ситуацию с разрывом спроса и предложения усиливает географическое неравенство. Там, где работодатели предлагают много работы, наблюдается дефицит нужного персонала, в то время как территории с максимальным уровнем безработицы имеют невысокое предложение со стороны рынка труда. Другими словами, не везде предлагают много работы, поэтому многим территориям — штатам, городам, областям и так далее — сложно набрать персонал. Это верно как для мировой ситуации, так и на уровне страны. Например, в США наибольший уровень безработицы в штате Невада, в то время как в штате Небраска много работы и дефицит кадров. Та же ситуация в России. В Москве низкий уровень безработицы — 1,5% — и самый высокий уровень конкуренции в России. А Северо-Кавказский федеральный округ страдает от маленького количества вакансий и возможностей: безработица здесь выше 11%.
Есть целые территории, например, сельские области, где находятся крупные компании, которые имеют сложности с подбором людей, так как большинство уезжает в крупные города, и остаются не самые компетентные люди. Поэтому для работодателей остро встает вопрос о том, как продвигать не только бренд компании как работодателя, но и бренд территории как места для жизни и работы. Пока только немногие компании занимаются этим.
3. Безработица среди молодежи
Пока в 90-е была демографическая яма, и это отразилось на сегодняшнем дефиците поколения Y на рынке труда, во всем мире растет безработица среди молодого поколения, особенно в Испании, Греции, Португалии и даже Швеции. Больше всего пострадали именно развитые экономики.
Речь идет не столько про возраст, сколько про владение уникальными специальными знаниями или навыками. Больше всего страдает от этого разрыва именно молодое поколение.
4. Растущее неравенство: нужно делать больше за меньшее время
В целом мировая тенденция такова, что с развитием технологий, современных подходов к работе, люди стали тратить меньше времени на больший объем работы. При этом заработная плата растет непропорционально росту производительности труда. Например, с 1999 по 2011 года производительность труда выросла больше чем вдвое, в то время как заработные платы выросли всего на 35%.
Но проблема не только в этом: также растет и неравенство заработных плат в зависимости от территорий при выполнении одной и той же работы. Сравните: в Москве средние зарплаты в розничной торговле — 52 100 рублей, в Омске — 27 700 рублей. Точно такая же ситуация наблюдается в других странах.
5. Неравенство в образовании
Помимо разрывов в уровне квалификации людей, территориальных разрывов и несоответствия спроса и предложения на рынке труда существует еще и образовательные разрывы. Так, например, эмигранты, живущие в богатых странах, тратят на обучение больше времени, чем их местные сокурсники (согласно отчетам OECD).
Кроме того, зачастую эмигранты из других стран более успешны, чем местное население. Например, больше 50% эмигрантов в Канаде и более 47% эмигрантов в Великобритании имеют законченное высшее образование.
Такой разрыв имеет множество причин, начиная с политических и заканчивая экономическими. Страны с более высоким уровнем университетского образования зачастую более открыты к студентам из других стран и готовы имплементировать их не только на рынок образования, но и на рынок труда.
И, помимо этого, не все страны, где тратят на образование одного человека больше, более успешны экономически и несут быстрый рост экономики. На втором месте по расходам на образование — Италия, тогда как более растущая экономика Китая или Индии по уровню расходов на обучении находятся практически в конце списка.
Все эти мировые причины несут за собой вызов бизнесу, для работодателей — как найти лучших сотрудников, с лучшими компетенциями, навыками, опытом, образованием в конкретном регионе, и отсюда HR-брендинг — это стратегическая задача для большинства компаний.